|
От производителя качественно |
|
|
|
|
- -
Александринском театре впервые 17 октября 1896 г.
1 Пьеса "Иванов" во второй редакции была поставлена в Александринском театре впервые 31 января 1889 г., но не в бенефис Давыдова, а в бенефис режиссера театра Ф.А.Федорова-Юрковского. 2 В 1896 г. отмечалось двадцатипятилетие сценической деятельности Е.И.Левкеевой. Спектакль 17 октября был не только бенефисным, но и юбилейным. 3 Мужские роли исполняли: В.Н.Давыдов - Сорина, К.А.Варламов - Шамраева, Р.Б.Аполлонский - Треплева, Н.Ф.Сазонов - Тригорина. 4 В этот вечер шла также пьеса Н.Я.Соловьева "Счастливый день" (1877), в которой Левкеева исполняла роль Сандыревой. 5 При подготовке "Чайки" для журнала "Русская мысль" (декабрь 1896 г.) и затем для сборника пьес (Чехов Антон. Пьесы. СПб., 1897) Чехов внес небольшие сокращения по всему тексту. В Художественном театре "Чайка" была поставлена по напечатанному тексту и также с некоторыми изменениями авторских ремарок, которые внес К.С.Станиславский во время режиссерской работы над пьесой. 6 Чехов приехал в Петербург 9 октября, но стал бывать на репетициях, когда роли были окончательно распределены. 7 М.Г.Савина в письме А.С.Суворину от 10 октября 1896 г. объяснила, почему она отказалась от роли Нины Заречной: "Роль Нины вся основана на внешности и вследствие этого совершенно мне не подходит. [...] Годы Нины слишком подчеркнуты! [...] Я думаю, что если Нину отдать Комиссаржевской, а мне сыграть Машу, то пьеса несомненно выиграет. Маша очень интересный тип, и я с большим удовольствием поработаю над ней" (Шнейдерман И. Мария Гавриловна Савина. Л.- М., 1956, с. 272). По-видимому, в самом начале, когда артисты только знакомились с пьесой, предполагалось, что Аркадину будет играть М.Г.Савина, но уже с первых репетиций роль эту исполняла Дюжикова. 8 В интервью с Савиной, напечатанном в "Петербургской газете" \668\ 17 января 1910 г., она так объяснила свой отказ играть Машу: "Артистка, которой поручили эту роль, ни за что не хотела уступить ее даже для одного раза". 9 Чехов был на трех репетициях "Чайки" - 12 и 14 октября и на генеральной - 16 октября. Только одна репетиция (14 октября) прошла хорошо (см. восп. Потапенко, с. 340-341). 10 И на первом спектакле были зрители, сумевшие оценить пьесу. М.И.Чайковский писал А.С.Суворину 21 октября: "За много лет я не испытывал такого удовольствия от сцены и такого огорчения от публики, как в день бенефиса Левкеевой" (Летопись, с. 436). Ал.П.Чехов послал 17 октября записку брату: "Я с твоей "Чайкой" познакомился только сегодня в театре. Это - чудная, превосходная пьеса, полная глубокой психологии и хватающая за сердце" (Летопись, с. 433). Писательница С.И.Смирнова-Сазонова написала в дневнике в этот вечер: "Ума, таланта публика в этой пьесе не разглядела. Акварель ей не годится. Дайте ей маляра, она поймет" (ЛН, т. 87, с. 309). Н.А.Лейкин, написавший 17 октября в дневнике о провале "Чайки", увидел в ней "новые типы и характеры". "Ни банальностей, ни общих мест никаких, а публика Александринского театра любит банальности и общие места" (ЛН, т. 68, с. 504). Л.А.Авилова прислала в "Петербургскую газету" "Письмо в редакцию" (напечатано в Э 290): "Говорят, что "Чайка" не пьеса. В таком случае посмотрите на сцене "не пьесу"! (...) Может быть, после таких "не пьес" мы и вокруг себя увидим то, чего не видели раньше, услышим то, чего не услышали. А настоящих <> 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 >>>
- -
|
|