Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




Инструкции по эксплуатации На русском языке.
"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"

заволновался я.
     - Вишневый сад, - и он закатился радостным смехом.
     Я не понял причины его радости и не нашел ничего особенного в названии.
Однако,  чтоб не  огорчить Антона Павловича,  пришлось сделать вид,  что его
открытие произвело на меня впечатление.  Что же волнует его в новом заглавии
пьесы?  Я  начал  осторожно выспрашивать его,  но  опять натолкнулся на  эту
странную особенность Чехова:  он не умел говорить о своих созданиях.  Вместо
объяснения  Антон  Павлович  начал  повторять  на  /411/  разные  лады,   со
всевозможными интонациями и звуковой окраской:
     - Вишневый  сад.  Послушайте,  это  чудесное  название!  Вишневый  сад.
Вишневый!
     Из  этого я  понимал только,  что речь шла о  чем-то прекрасном,  нежно
любимом:  прелесть названия передавалась не в  словах,  а  в самой интонации
голоса Антона Павловича.  Я  осторожно намекнул ему  на  это;  мое замечание
опечалило  его,  торжественная улыбка  исчезла  с  его  лица,  наш  разговор
перестал клеиться, и наступила неловкая пауза.
     После  этого свидания прошло несколько дней  или  неделя...  Как-то  во
время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к
моему столу.  Чехов любил смотреть,  как мы  готовимся к  спектаклю.  Он так
внимательно следил за  нашим гримом,  что по  его лицу можно было угадывать,
удачно или неудачно кладешь на лицо краску.
     - Послушайте,  не Вишневый,  а Вишневый сад,  -  объявил он и закатился
смехом.
     В  первую минуту я  даже не понял,  о чем идет речь,  но Антон Павлович
продолжал смаковать название пьесы,  напирая на  нежный  звук  "е"  в  слове
"Вишневый",  точно  стараясь с  его  помощью обласкать прежнюю красивую,  но
теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот
раз  я  понял тонкость:  "Вишневый сад"  -  это  деловой,  коммерческий сад,
приносящий доход.  Такой сад  нужен и  теперь.  Но  "Вишневый сад" дохода не
приносит,  он хранит в  себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской
жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов.
Жаль уничтожать его,  а надо, так как процесс экономического развития страны
требует этого.
     Как раньше,  так и  на  этот раз,  во время репетиций "Вишневого сада",
приходилось точно клещами вытягивать из Антона Павловича замечания и советы,
касавшиеся его  пьесы.  Его  ответы  походили на  ребусы,  и  надо  было  их
разгадывать, так как Чехов убегал, чтобы спастись от приставания режиссеров.
Если бы  кто-нибудь увидел на репетиции Антона Павловича,  скромно сидевшего
где-то в задних рядах,  он бы не поверил, что это был автор пьесы. Как мы ни
старались пересадить его  к  режиссерскому  столу,  ничего  не  выходило.  А
если /412/ и усадишь, то он начинал смеяться. Не поймешь, что  его  смешило:
то ли, что он  стал режиссером и  сидел за  важным столом;  то  ли,  что  он
находил лишним самый режиссерский стол;  то ли, что он  соображал,  как  нас
обмануть и спрягаться в своей засаде.
     - Я же все написал, - говорил он тогда, - я же не режиссер, я - доктор.
     Сравнивая,  как держал себя на репетициях Чехов,  с тем,  как вели себя
другие  авторы,  удивляешься необыкновенной скромности большого  человека  и
безграничному самомнению других,  гораздо менее значительных писателей. Один
из  них,  например,  на  мое предложение сократить многоречивый,  фальшивый,
витиеватый монолог в его пьесе сказал мне с горечью обиды в голосе:
     - Сокращайте, но не забывайте, что вы ответите перед историей.
     Напротив,  когда мы дерзнули предложить Антону Павловичу выкинуть целую
сцену -  в  конце второго акта "Вишневого сада"{412},  -  он  сделался очень
грустным, 
Страницы: <> 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"


© 2006