Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"

и влево и вправо.  В то
время  как  для  одних  главнейшей  целью  художественного произведения были
"общественные задачи",  другие выше всего ценили в  нем форму,  живой образ,
слово.  Первые  примешивали политику решительно ко  всякой теме;  за  ужином
говорили такие речи,  что надо было поглядывать на подававших лакеев,  - нет
ли  среди них шпионов;  другие же  оставались холодными,  -  не возражали из
чувства товарищества, зато по уголкам называли эти речи "кукишем в кармане".
     Настоящие "либералы" с  гордостью носили эту кличку.  Я как сейчас вижу
перед  собой  на  /422/  каком-нибудь банкете Гольцева.  Он  до  конца жизни
остался честнейшим человеком и преданнейшим прогрессу журналистом. Но стоило
ему начать застольный спич,  как от него веяло холодом;  и чем он серьезнее,
тем скучнее.  Все,  что он скажет,  все вперед знали наизусть. Но либерально
настроенным барышням это нравилось,  нравились красивые слова -  барышням и,
очевидно,   большинству  слушателей,   которые  с  постно-серьезными  лицами
сочувственно кивали в такт каждой гольцевской запятой и горячо аплодировали,
когда он ставил хорошую точку.  Им особенно то и нравилось, что они тоже все
это отлично знают, что он говорит.
     Как-то  я  ехал  с  Чеховым в  пролетке;  извозчик не  успел свернуть с
рельсов, - пролетка столкнулась с трамваем, перевернулась; переполох, испуг,
крики; поднялись мы невредимыми; я сказал:
     - Вот так, в один миг, могли мы и умереть.
     - Умереть -  это бы ничего,  -  сказал Чехов, - а вот на могиле Гольцев
говорил бы прощальную речь - это гораздо хуже.
     Это не мешало нам относиться к Гольцеву с большим уважением.
     Из  писателей настоящим кумиром для них был Щедрин.  Но  и  тут:  не за
громадный  сатирический его  талант,  а  за  яркий  либерализм.  В  ту  пору
выработался даже  трафарет:  с  каждого сборища с  речами и  вином  посылать
Щедрину приветственную телеграмму (он жил в Петербурге).
     Чисто художественные задачи ставились под подозрение:
     "Ах,   искусство  для   искусства?   "Шепот,   робкое  дыханье,   трели
соловья?"{422} Поздравляем вас".
     Но  и  противоположная группа писателей ширилась.  Надоели общие места,
избитые слова, надоели штампованные мысли, куцая идейность. И противно было,
что часто за этими ярлыками "светлая личность", "борец за свободу" прятались
бездарность, хитрец...
     Владевший  молодыми  умами  Михайловский  своими  критическими статьями
держал на  вожжах молодую художественную литературу.  Не шутя говорили,  что
для успеха необходимо пострадать, быть сосланным хоть на несколько лет. Одно
время  имел  огромный  успех  писатель,  весь  литературный талант  которого
заключался в  его длинной,  красивой бороде,  но  он написал небольшой /423/
рассказ  и  выступил  с  ним,   вернувшись  прямо  из  политической  ссылки.
Стихотворная форма презиралась.  Остались только:  "Сейте разумное,  доброе"
или "Вперед,  без страха и  сомненья",  что и  цитировалось до  приторности.
Пушкин и Лермонтов покрылись на полках пылью.
     На  одном из  сборищ,  в  отдельной комнате ресторана,  появился Чехов.
Кичеев, знакомя нас, шепнул мне:
     - Вот кто далеко пойдет.
     Его можно было назвать скорее красивым. Хороший рост, приятно вьющиеся,
заброшенные назад каштановые волосы,  небольшая бородка и  усы.  Держался он
скромно, но без излишней застенчивости; жест сдержанный. Низкий бас с густым
металлом; дикция настоящая русская, с оттенком чисто великорусского наречия;
интонации гибкие,  даже переливающиеся в какой-то легкий распев,  однако без
малейшей сентиментальности и, уж конечно, без тени искусственности.
     Через час можно было определить еще две отметных черты.

Страницы: <> 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"


© 2006