Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




Наши консультанты помогут с
Еще не началась , а очередь уже стоит
"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"

Он знает "Чайку", и ему известно, что там нет ничего, что могло бы
дать повод для работы красных чернил Театральной улицы.
     Но в те времена, отделенные от нас только восемнадцатью годами, ни один
автор не  мог поручиться за  цензурность своей пьесы.  Требования были не то
что  очень большие или  суровые,  а  просто произвольные.  Была не  цензура,
действующая на основании точных правил, которые мог бы иметь в виду и автор,
а  цензора,  каждый  с  своими  особыми  взглядами  и  требованиями  и  даже
капризами. /350/
     В  одном из  писем,  где  речь  идет именно о  "Чайке",  Антон Павлович
беспокоится о судьбе пьесы и называет цензора Литвинова.  Это был цензор,  с
которым драматурги предпочитали иметь дело.  Человек культурный, с ним можно
было говорить, спорить, убеждать. К пьесам он предъявлял минимум требований,
делал уступки до  самого того  рубежа,  где  начинался уже  его  личный риск
ответственностью.
     Но были цензора и другого рода,  и их весьма тщательно избегали авторы.
Кажется,  в  то время был еще жив цензор Донауров,  не пропускавший в  пьесе
никакого упоминания о  боге,  и  если,  например,  у  действующего лица была
привычка божиться,  повторять -  "ей-богу",  то цензор преспокойно лишал его
этой привычки, считая, что на сцене это представляет кощунство.
     При таких обстоятельствах Чехов имел право бояться за "Чайку".  Но,  по
счастью, она попала к "доброму цензору" и существенной аварии не потерпела.
     Самая пьеса,  когда Чехов прислал ее в  Петербург еще в рукописи и даже
не в оконченном виде,  так как она отсылалась ему в деревню, изменялась им и
отделывалась, вызвала к себе очень осторожное отношение.
     Талантливость ее  как литературного произведения била в  глаза.  Но для
сцены,  как  казалось с  точки зрения установившегося вкуса,  в  ней чего-то
важного  недоставало.  Не  было  условного развития драматического сюжета  с
постепенным нарастанием и  разрешением в  конце,  перед  падением последнего
занавеса. Иными словами - не было того, что составляет сущность театрального
представления,  что  захватывает всего  зрителя и  держит  его  пленником до
конца.
     Это порождало сомнение в  возможности удачной постановки ее  на  сцене.
Мысль сама собою переносилась к нашим актерам,  которые привыкли к известным
формам,  и  было мало надежды на  то,  что  им  удастся схватить,  усвоить и
выявить то совершенно новое, что предлагал им Чехов. Еще меньше было надежды
на то, что пьесу поймет и примет наша театральная публика.
     Но  художественные достоинства этого  произведения были  так  блестящи,
краски так  свежи и  оригинальны,  манера рисовать жизнь так проста и  полна
какого-то  внутреннего изящества,  особого,  чеховского,  секрет которого он
никому не  завещал и  унес с  собой,  как /351/ сказочный волшебник уносит с
собой в могилу вещее слово,  заклятие,  которое только он один знал,  -  что
думалось:  почем  знать,  может,  свершится  чудо,  и  эти  достоинства  так
завладеют актерами и публикой, что они не заметят того, чего недостает.
     Я лично был в восторге от "Чайки",  но с Чеховым спорил. Я говорил, что
сцена предъявляет вполне законные требования условности,  и если писатель не
хочет подчиняться им,  то  он не должен пользоваться сценой,  а  избрать для
своих образов другой род литературы.
     Но он этого не признавал и, возражая, впадал в преувеличение, как это с
ним всегда бывало: "Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все
перемешано  -  глубокое  с  мелким,  величавое  с  ничтожным,  трагическое с
смешным.  Вы, господа, просто загипнотизированы и порабощены рутиной и никак
не можете с нею расстаться. Нужны новые формы, новые формы..."
     Эту последнюю фразу он повторял часто,  а  в  "Чайке" вложил ее в  уста
Треплеву
Страницы: <> 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"


© 2006