|
|
|
- -
художника. И чахотку он нажил не в Сибири, - о том, что его легкие "хрипят", он упоминал в письмах к сестре еще в восемьдесят седьмом году, - хотя несомненно, что ездить ему не следовало: взять хотя бы этот страшно тяжелый двухмесячный путь на перекладных, ранней весной, в дождь и в холод, почти без сна и положительно на пище св. Антония благодаря дикости сибирских трактов! А что до волнений о "Вишневом саде"... Пишущие, конечно, очень чувствительны к тому, что говорят о них, и много, много в пишущих чувствительности жалкой, мелкой, неврастенической. Но как все это далеко от такого большого и сильного человека, как Чехов! Ибо кто с таким мужеством следовал велениям своего сердца, а не велениям толпы, как он? Кто умел так, как он, скрывать ту острую боль, которую /772/ причиняет человеческому уму человеческая глупость? Известен только один вечер, когда Чехов был явно потрясен неуспехом, - вечер постановки "Чайки" в Петербурге. Но с тех пор много воды утекло. Да и кто мог знать, волнуется он или нет? Того, что совершалось в глубине его души, никогда не знали во всей полноте даже самые близкие ему люди. Мальчиком Чехов был, по словам его школьного товарища Сергеенко, "вялым увальнем с лунообразным лицом"*. Я, судя по портретам и по рассказам родных Чехова, представляю его себе иначе. Слово "увалень" совсем не подходит к хорошо сложенному, выше среднего роста мальчику. И лицо у него было не "лунообразное", а просто - большое, очень умное и очень спокойное. Вот это то спокойствие и дало, вероятно, повод считать мальчика Чехова "увальнем", - спокойствие, а отнюдь не вялость, которой у Чехова никогда не было - даже в последние годы. Но и спокойствие это было, мне кажется, особенное - спокойствие мальчика, в котором зрели большие силы, редкая наблюдательность и редкий юмор. Да и как, в противном случае, согласовать слова Сергеенко с рассказами матери и братьев Чехова о том, что в детстве "Антоша" был неистощим на выдумки, которые заставляли хохотать до слез даже сурового в ту пору Павла Егоровича! В юности - в те счастливые дни, когда ему доставляло наслаждение проектировать такие произведения, как "Искусственное разведение ежей, - руководство для сельских хозяев", - это спокойствие тонуло в пышном расцвете прирожденной Чехову жизнерадостности все, кто знали его в эту пору, говорят о неотразимом очаровании его веселости, красоты его открытого, простого лица и его лучистых глаз. Но годы шли, дух и мысль становились глубже и прозорливее. Смело отдав дань молодости, первым непосредственным проявлениям своей богатой натуры, он приступил к суровому в своей художественной неподкупности изображению действительности". ______________ * Воспоминания "О Чехове" П.А.Сергеенко - см. сб. "О Чехове", M. 1910, стр. 152, 153 и Ежемесячн. литературные приложения к "Ниве", 1904, кн. X.
...две-три картины Левитана. - В кабинете Чехова находятся картины И.И.Левитана "Дуб и березка" (1884), "Река Истра" (1885), "Тяга" (1891), "Этюд" (1895) и "Стоги сена при лунном свете" (1899). Стр. 514. ...рассказ - "Студент". - Этот рассказ впервые напечатан в "Русских ведомостях", 1894, 16 апреля, под заглавием "Вечером". /773/ Стр. 515. ...я представлялся ему молодым человеком выгнанным из гимназии за пьянство. - См. прим к стр. 501. "Публикует "Скорпион" о своей книге неряшливо..." - из письма от 14 марта 1901 года. ..."В море". - Рассказ "В море" ("Мирской толк", 1883, <> 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 >>>
- -
|
|