Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





. Дизайн и ремонт квартир, , отличный ремонт!
"Художественное мастерство Чехова-прозаика"
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Художественное мастерство Чехова-прозаика"

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни — вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем.
Рассказы Антон Павлович начал писать рано, еще в юности. Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенно становились все се¬рьезнее, глубже, приобретали общественное зна¬чение. Например, рассказ «Смерть чиновника», относящийся к раннему периоду творчества Чехо¬ва, — это уже не просто насмешка, это сатира. Темы рассказов были самыми разными. Но все же можно выделить среди них несколько таких, ко¬торые легли в основу всего творчества Чехова-про¬заика.
А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта ме¬лочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. Эти слова мы можем с пол¬ным правом отнести к А. П. Чехову. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю свою жизнь боролся великий писатель, эта тема прошла через все его творчество. Она раскрывается в таких рассказах, как «Ионыч», «Дама с со¬бачкой», и во многих других. Протест против «обыденщины» — главное в этих произведениях.
«Жизнь пошлая» и «жизнь футлярная» — это сходные понятия. «Человек в футляре» Беликов, герой рассказа «Крыжовник» Чимша-Гималайский тоже живут скучно, без всяких интересов, стараясь уединиться от мира, уйти в свой «фут¬ляр». Разве такое существование не назовешь пошлым? «Отчего вы живете так скучно, так не¬интересно, так мало берете от жизни?» — вот во¬прос, который можно задать этим людям.
Чеховские формулировки так точны и образ¬ны, что многие стали крылатыми: «На деревню дедушке...» («Ванька Жуков»); «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» («Крыжовник»); «Как бы чего не вышло...» («Человек в футляре»).
Названия некоторых рассказов («Душечка», «Палата № 6») приобрели многозначность, они стали образами-символами — определяют челове¬ка и характеризуют явления жизни.
В рассказе «Палата № 6» — в одном из наибо¬лее сильных произведений — Чехов протестует против «непротивления злу насилием». Герой рас¬сказа доктор Ратин считает, что при всяких усло¬виях можно найти успокоение в самом себе, а бо¬роться со злом не стоит: все равно мир не переделаешь. Исходя из этого, Рагин даже не пы¬тается улучшить условия, в которых содержатся больные в его больнице, напоминающей тюрьму. Но есть там один человек, Громов, который мыс¬лит здраво. Он страстно выступает против лжи и несправедливости, царящих в мире, но бессилен что-нибудь сделать, находясь в этой страшной тюрьме. К его призывам бороться со злом Рагин остается глух. И лишь сам попав в палату № 6, он, наконец, понимает правоту Громова, но уже позд¬но.
О силе художественного мастерства Чехова мы можем судить по огромному впечатлению, которое производит этот рассказ.
В своих произведениях Чехов боролся и против такого   общественного   явления,    как    «теория малых дел». Лида Волчанинова, героиня рассказа «Дом с мезонином», не хочет проводить жизнь в праздности. Она учительствует, помогает бедным, организует для них больницу. Но все это дела малые. Они не могут изменить положение, а слу¬жат лишь для самоуспокоения. И если бы Лида была истинно гуманным человеком, она поняла бы всю никчемность своей деятельности. Чехов, рисуя несколькими штрихами эту сухую, эгоис¬тичную, самолюбивую натуру, показывает, что такие люди не способны делать настоящее добро. Вызывая антипатию к поборникам «теории малых дел», автор тем самым как бы опровергает и саму эту теорию. Это один из своеобразных художест¬венных приемов писателя.
Какими же средствами Чехов пользуется для достижения той четкости, ясности,  жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы? Во-первых, самое главное (этого автор добивался всегда) — краткость. Чехов считал, что «умение писать — это умение вычеркивать плохо написан¬ное». Но, оставляя только самое важное, самое не¬обходимое, избегая пространных описаний, вели¬кий художник сумел создать полную и яркую картину, вызвать у читателя богатейшую гамму чувств. Сам А. П. Чехов советовал:  «Зачем по¬дробно описывать лунную ночь, как
Страницы: 1 2 3

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Художественное мастерство Чехова-прозаика"


© 2006