Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"

прямо
принадлежали или  тяготели все  названные художники,  чеховские произведения
встречались восторженно.  "Читала ли  ты  Чехова  рассказ "Святой ночью",  -
писала,  например,  Е.Д.Поленова Е.Г.Мамонтовой в марте 1889 года,  - что за
прелесть.  Вот чудный мотив для картины,  полупейзажной,  полужанровой.  Его
рассказы вообще очень вдохновительно действуют,  есть  превосходные картинки
жизни..."**
     ______________
     *  Стернин Г.Ю.  Русская художественная культура второй половины XIX  -
начала XX века. М., Советский художник, 1984, с. 80.
     ** Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова.
Хроника семьи художников. М., Искусство, 1964, с. 419.

     Коровинские воспоминания лишний раз  напоминают о  том,  что  чеховские
взгляды и  искания в  литературе были  ярчайшим проявлением происходившего в
русском искусстве конца века процесса обновления художественного языка.
     В  передаче  позднейшего газетного хроникера известен рассказ  того  же
мемуариста о  разговоре,  происшедшем у  него  с  Левитаном в  Третьяковской
галерее  возле  картины В.Г.Перова  "Птицелов":  "Они  нашли  соловья хорошо
написанным, а лес показался "железным". Молодые художники решили, что должно
быть иначе:  соловья не должно быть заметно,  а лес должен быть такой, чтобы
все  понимали,  что  в  нем  поет  соловей"*.  Размышления,  весьма  близкие
принципам чеховской пейзажной "живописи",  -  вспомним хотя  бы  знаменитые,
"программные" для  писателя картину лунной  ночи  "через блеск  "горлышка от
разбитой бутылки" в  рассказе "Волк",  аналогичный совет  в  письме к  брату
Александру и завистливые слова Треплева о стиле Тригорина в "Чайке". Недаром
в  одном  из  левитановских писем к  Чехову сказано:  "Ты  поразил меня  как
пейзажист..."
     ______________
     * Константин Коровин вспоминает...  М., Изобразительное искусство 1971,
с. 787.

     Возникающий  в  коровинских  воспоминаниях  мотив  решительного,  порой
демонстративно-заостренного ("У  меня  нет  никаких идей...")  сопротивления
Чехова прямолинейным и  назойливым претензиям к  искусству звучит и в других
мемуарах,  пусть с  различной степенью отчетливости и с различными "знаками"
оценки. \13\
     В.Г.Короленко об  этой чеховской позиции отзывается довольно сдержанно,
хотя в  то  же время с  присущей ему объективностью признает ее историческую
обусловленность:  "Русская жизнь,  -  пишет он, - закончила с грехом пополам
один из своих коротких циклов, по обыкновению не разрешившихся во что-нибудь
реальное,  и  в воздухе чувствовалась необходимость некоторого "пересмотра",
чтобы пуститься в  путь дальнейшей борьбы и  дальнейших исканий.  И  поэтому
самая  свобода Чехова  от  партий  данной  минуты,  при  наличности большого
таланта и большой искренности, казалась мне тогда некоторым преимуществом".
     Что же касается,  например,  И.А.Бунина,  то он явно искал в  чеховских
убеждениях опору для своей собственной, куда более далеко идущей "автономии"
по  отношению к  общественным устремлениям уже  совсем  другой  исторической
полосы.
     Некоторые  досадливые  рассуждения  о   чеховской  самостоятельности  и
"неподатливости" временами  комически  напоминают сетования Павла  Егоровича
Чехова на сыновнее равнодушие к  религиозной обрядности:  "Что бы съездить в
церковь да помолиться?"
     Даже   Л.Н.Толстой,   восхищаясь   произведениями   младшего   собрата,
одновременно,  как свидетельствует,  например,  С.Т.Семенов, "очень скорбел,
что у него еще не выработалось собственного миросозерцания".
     А  что уж говорить
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"


© 2006