Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим  все  мотивы его повестей и рассказов, стала “новая драма”.  Именно в ней  наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
 На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то исторический парадокс.
 И в  самом деле, на рубеже веков, в период  наступления нового общественного подъема, когда в обществе  назревало предчувствие  “здоровой и сильной бури”, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе.
Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.
Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей.  Именно на этой  исторической почве и вырастает “новая  чеховская драма” со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
   Прежде  всего, Чехов разрушает “сквозное действие”, ключевое событие, организующее  сюжетное единство классической драмы. Однако, драма  при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, “рифмуются”, перекликаются друг с другом и сливаются в общем “оркестровом звучании”.
 С  исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных  и отрицательных, главных и второстепенных,  каждый  ведет свою партию,  а целое, как в  хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков.
   Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Он писал  о господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об “униженных и оскорблённых”, о человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя,  в литературе Х1Х века утвердился “смех сквозь слёзы”, смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.
Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто драматического или  комедийного, а весьма сложного формообразования.  В них драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим . убедительным примером тому служит пьеса  “Вишнёвый сад”. “ Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”, --  писал сам Чехов.
Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности  они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически.  Комическая основа пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши.  “Вишнёвый сад” включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.
Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него “Вишнёвый сад” является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил “Вишневый сад” именно в таком драматическом ключе.     
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается  не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает  неведомый классической драме чеховский “подтекст”, или “подводное течение”.  Герои Островского целиком и полностью  реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер “В Москву! В  Москву!” отнюдь не означал Москву  с ее конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться в иную
Страницы: 1 2

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Жанровое своеобразие пьес А.П. Чехова"


© 2006