Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





рация советуем для предприятий
"Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""

хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик,  Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете  надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они  делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не  изменится. Это обман, само и взаимообман. Но этим они единственно  могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее  искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его  Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.
 Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют в  пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двух  подходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога  3 акта.
 А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее  малолетства самое неопределенное и в то же время радужное  представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни  Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается  молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе  объяснить его инфантильность и _ самое удивительное _ общее  признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но  справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым  призывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.  Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши,  "грязные, старые".  Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших  Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как  отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова  Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить  другой сад _ нас все это должно привести к более серьезным выводам о  сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как  революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но  вот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в  студенческой фуражке и тужурке и... с револьвером, чуть ли не  обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этим  арсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали  комиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он  очень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра  Степановича Верховенского в романе Достоевского "Бесы" (видимо,  недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отца  Петруши _ либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского).  Петруша Верховенский _ первый в русской и мировой литературе образ  революционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно.  Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, и  социал-демократические нотки.
Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи  посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя,  чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий  устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных  на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями  дела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленных  островах архипелага ГУЛАГ. К счастью, "жить в эту пору прекрасную"  не пришлось и большинству персонажей "Вишневого сада".
 Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манера  повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать  собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки _ комедия,  драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любил  определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного  явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего  понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.

Страницы: 1 2

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""


© 2006