Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"

/>случилось.
     Заметят,  пожалуй,  что ж  тут особенно трагического?  Мало ли  пьес на
своем веку проваливалось, проваливается и будет проваливаться...
     Если бы провалился в 1889 г.  "Иванов", это было бы, пожалуй, сполгоря;
но Чехов 1896 г.  давно перерос автора "Иванова" и "Пестрых рассказов" - это
уже  был  популярнейший и  заслуженнейший русский писатель,  и  в  лице  его
нанесена была обида чести русского литератора,  вообще -  обида, которой нет
слов...   Для   человека,   хоть  сколько-нибудь  знающего  историю  русской
литературы,   было   до   боли  очевидно,   что   со   времени  оплевания  в
Александринском театре комедии Гоголя{29},  мы  ушли  не  далеко,  и  "через
шестьдесят  лет"  в   той  же   зале,   наполненной  образованной  публикой,
температура общественного уважения к писателю стояла на нуле!..
     Для  Чехова обида была тем  чувствительнее,  что  именно \68\ "Чайка" -
одно из субъективнейших произведений этого на редкость объективного русского
писателя.
     Вот  вам,  на  семилетнем промежутке,  два торжественные спектакля -  и
какая  разница в  результатах!..  И  какая  ирония!  -  добавил бы  я,  если
вспомнить,  что  Чехов  решительно не  любил своего "Иванова" и  называл его
"Болвановым" и  "психопатической пьесой"  и  искренно удивлялся,  когда  она
увеличивала его доходы...  Лично мне он как-то высказался об "Иванове",  что
это  одна из  тех пьес,  "которая никогда не  всосется в  репертуар и  будет
даваться  в  провинции  лишь  в  экстренных случаях,  когда  у  антрепренера
иссякнет запас новинок".  "Чайку" же  Чехов любил затаенной ревнивой любовью
кровного художника.
     И  в самом деле,  какое же может быть сравнение?  Один "язык" в "Чайке"
чего стоит!..
     В   "Иванове"  много   лишних  слов,   заметны  следы   вымученности  и
грубоватости,  малодушные  уступки  в  пользу  театральной  условности...  В
"Чайке",   напротив,   -   настоящий,   типичный  Чехов:  скупой  на  слова,
презрительно враждебный к  дешевым эффектам,  стиль  всюду тонкий,  изящный,
душевно  проникновенный,  напоминающий  местами  "стихотворение в  прозе"...
Характеристики второстепенных лиц,  вроде Сорина,  например,  поражают своей
живописной сжатостью:  два-три  штриха,  и  перед вами живой портрет,  точно
сейчас выскочивший из рамы.
     Но меланхолическая,  как вечерняя заря, "соната Шуберта" была разыграна
в  тоне штраусовского "Персидского марша".  После этого чего же  удивляться,
если в результате получилась невообразимая какофония?
     Бедный Чехов, "бедный неразгаданный пионер"! Недаром он бежал из театра
без оглядки, смертельно уязвленный в самое сердце...
     Да,  на первом представлении "Чайка" пала -  но посмотрите, какая вдруг
странность!  -  в  своем  падении она  непредвиденно увлекла и  повалила все
театральные манекены и очистила путь новому,  свежему веянию... Как-никак, а
уже после "Чайки" на  сцене стала немыслима прежняя ложь и  мишура,  и  даже
театральные  закройщики  в   алчной   погоне  за   успехом  стали   усиленно
приспособляться к чеховской манере.
     Я не без умысла так распространился о первом представлении "Чайки", ибо
отныне этот день в истории театра является заметным символическим рубежом.
     Когда  года  четыре  тому  назад  я  впервые попал  в  московский театр
Станиславского и  увидел на хмурой темно-серой \69\ занавеси ее единственное

Страницы: <> 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"


© 2006