Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




Рекомендуем:
"Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""

Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок "комедия". Но в первой  постановке Московского художественного театра еще при жизни автора  пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно  иметь в виду, что драма _ это литературное произведение, рассчитанное  на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное  бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит  и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на  поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и  актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу.  Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и  Немировича-Данченко традиционная интерпретация "Вишневого сада"  как драматической элегии закрепилась в практике отечественных  театров, Чехов успел высказать "своему" театру недовольство,  неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни.
 "Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их  родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в  русской литературе второй половины XIX века и до Чехова и  трагедийно драматически и комически. В чем особенности чеховского  решения этой проблемы?
 Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в  социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу,  которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В  обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность  носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова  прежде всего очаг культуры Конечно, это еще и музей крепостного  права, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской  усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская_ его  хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие  и пороки (многие театры представляют, что она стала в Париже  наркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в  него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние  обитатели.
 Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле  этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, "тонкие, нежные  пальцы, как у артиста... тонкая нежная душа". И в Раневской он  чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на  него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает  кичиться своим демократическим происхождением и бравировать  некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних "передовых  кругах"), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова  выявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение  капитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы  и капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу  о культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья  Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын  Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в  Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское  богатство, и весьма немалое. Лопахин - капиталист иного пошиба.
 Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу:  тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.  И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской  жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает  буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо  спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа,  что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит  изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным  ценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложение  Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и  жизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе  фигура второстепенного персонажа  Шарлотты Ивановны. В начале 2  акта она говорит о себе: "У меня нет настоящего паспорта, я не знаю,  сколько мне лет... откуда я и кто я не знаю... Кто мои родители,  может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем...  Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я,  зачем я, неизвестно". Шарлотта олицетворяет будущее Раневской все  это скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже  поддерживают бодрость духа в других, потому что для всех персонажей  пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли  другая _ весьма гадательно.
 Бывшие
Страницы: 1 2

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад""


© 2006