Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"Художественное мастерство Чехова-прозаика"
Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Художественное мастерство Чехова-прозаика"

это делают некоторые авторы, достаточно сказать: блестело горлышко разбитой бутылки — и картина ясна». Интересно рассмотреть композиционный при¬ем,   к   которому   прибегает   Чехов   в   рассказе «Ионыч».   Автор   прослеживает   две   основные линии: постепенный рост материального благопо¬лучия Ионыча и параллельно с этим — его мо¬ральную деградацию. Первую писатель показывает при помощи таких штрихов: вначале доктор Старцев ходит пешком, потом он уже нанимает извозчика, впоследствии едет на собственной тройке. Казалось бы, мелочь, а как о многом она говорит!
Вторая линия раскрывается в следующем: при¬ехав в город, Старцев много и плодотворно работа¬ет, стремится сблизиться с интересными людьми (которых, правда, не находит в городе С.), влюб¬ляется. Потом любовь проходит, он уже радуется, что не женился (ведь это только «лишние хлопо¬ты»); в конце концов Ионыч даже забывает о пред¬мете своей любви и, услыша разговор о Туркиных, спрашивает: «Это у каких Туркиных, у которых дочка на фортепьянах играет?» Эта фраза знаме¬нует полное равнодушие Старцева к жизни. Так Чехов в коротком рассказе сумел отобразить не¬простой процесс: превращение неглупого, интел¬лигентного человека в тупого обывателя.
Необходимо обратить внимание на роль пейза¬жа в произведениях Чехова. Например, в том же рассказе «Ионыч» только две пейзажные зарисов¬ки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая — описание лунной ночи, которое соответ¬ствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка — всего несколько предложе¬ний, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя.
Для достижения все той же краткости Чехов нередко прибегает к «рассказу в рассказе», напри¬мер в «Крыжовнике» и «Человеке в футляре». Этот прием также помогает добиться объективнос¬ти в изображении.
Чехов — непревзойденный мастер юмористи¬ческого рассказа. Наряду со смешными ситуация¬ми и другими приемами автор использует ассоци¬ативность. Например, на ассоциациях построен рассказ «Лошадиная фамилия». Нужно срочно за¬говорить больной зуб. Но какая же фамилия у знахаря? Никто не может вспомнить. Запомнилось только то, что фамилия «лошадиная». Гнедов, Бу¬ланов, Чересседельников. Оказалось — Овсов. Об этом приказчик вспомнил, когда доктор, вырвав, наконец, зуб, попросил у него продать овса.
Но Чехов не только смеялся. Он высмеивал. Один из наиболее ярких сатирических расска¬зов — «Человек в футляре». Здесь автор в качест¬ве основного приема использует художественную деталь, но использует ее не так, как, например, Л. Н. Толстой, не для раскрытия внутреннего мира героя или обрисовки его внешности (хотя и для этого тоже), а скорее для изображения обще¬ственного явления — «футлярной жизни». Эта художественная деталь — футляр, которым всег¬да стремился окружить себя Беликов, герой рас¬сказа. В любую погоду, даже когда ярко светило солнце, он носил с собой зонтик, надевал калоши, поднимал воротник своего черного пальто. Садясь в экипаж, Беликов просил поднять верх. Любимое его выражение — «как бы чего не вышло». Он не способен радоваться, восторгаться.
Еще один интересный прием, которым пользу¬ется Чехов. Он не описывает непосредственно предмет или явление, а показывает лишь впечат¬ление от него. Так, в рассказе «Ионыч» (когда дочь Туркиных, Котик, играет на фортепьяно) Старцеву представляется, что с горы падают камни, падают и падают. Чехов не говорит о том, плохо играла Котик или хорошо, но одна де¬таль — и уже все становится ясно.
Язык чеховских рассказов удивительно много¬образен. В рассказе «Злоумышленник» мы встре¬тим и канцелярский стиль, которым написано «Уложение о наказаниях», и просторечие. Для ла¬коничных, но ярких описаний Чехов находит очень точные и выразительные сравнения, харак¬терные и своеобразные эпитеты. Л. Толстой гово¬рил, что манера Чехова писать резко отличается от манеры всех других русских классиков.
Сюжетное построение рассказов А. П. Чехова просто и оригинально. В основе сюжета чаще всего конфликт героев, которые имеют разные характе¬ры, разные идеалы и нравственные принципы. Например, столкновение Беликова и Коваленко в рассказе «Человек в футляре» дополняется пояс¬нениями повествователя Буркина; противоречи¬вые взгляды на жизнь двух братьев Ивана Ивано¬вича и Николая Ивановича Чимша-Гималайских составляет сюжетную основу рассказа «Крыжов¬ник». В некоторых рассказах сюжет развивается параллельно с изменением характера героя, кото¬рый в свою очередь
Страницы: 1 2 3

Чехов Антон Павлович - Сочинения - "Художественное мастерство Чехова-прозаика"


© 2006