Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




Рассказ "Барон"
Чехов Антон Павлович - Произведения - "Барон"

терпят этого чудака. Если бы его выгнали, то публике не  пришлось
бы быть свидетельницей скандала, который произошел на этих днях.
     Скандал состоял в следующем.
     Давали «Гамлета». Театр был полон. В наши дни Шекспир  слушается  так
же охотно, как и сто лет тому назад. Когда дают Шекспира, барон  находится
в самом  возбужденном  состоянии.  Он  много  пьет,  много  говорит  и  не
переставая трет кулаками свои виски. За  висками  кипит  жестокая  работа.
Старческие мозги взбудораживаются бешеной завистью, отчаянием, ненавистью,
мечтами... Ему самому следовало бы поиграть Гамлета, хоть Гамлет  и  плохо
вяжется с горбом и со спиртом, который забывает запирать бутафор.  Ему,  а
не этим пигмеям, играющим сегодня лакеев,  завтра  сводников,  послезавтра
Гамлета! Сорок лет штудирует он этого датского принца, о  котором  мечтают
все порядочные артисты и который  дал  лавровый  венец  не  одному  только
Шекспиру. Сорок лет он штудирует, страдает, сгорает от мечты... Смерть  не
за горами. Она скоро придет и навсегда возьмет его из  театра...  Хоть  бы
раз в жизни ему посчастливилось пройтись  по  сцене  в  принцевой  куртке,
вблизи моря, около скал, где одна пустыня места,

                        Сама собой, готова довести
                  К отчаянью, когда посмотришь в бездну
                  И слышишь в ней далекий плеск волны.

     Если даже мечты заставляют таять не по дням, а  по  часам,  то  каким
огнем сгорел бы лысый барон, если бы мечта приняла форму действительности!
     В описываемый вечер он готов был проглотить весь свет  от  зависти  и
злости. Гамлета  дали  играть  мальчишке,  говорящему  жидким  тенором,  а
главное — рыжему. Неужели Гамлет был рыж?
     Барон сидел в своей будке, как на горячих угольях. Когда  Гамлета  не
было на сцене, он был еще относительно покоен, когда же на сцену появлялся
жидкий рыжеволосый тенор, он начинал вертеться, метаться, ныть. Шёпот  его
походил больше на  стон,  чем  на  чтение.  Руки  его  тряслись,  страницы
путались, подсвечники ставились то ближе, то дальше... Он впивался в  лицо
Гамлета и переставал шептать... Ему страстно хотелось повыщипать из  рыжей
головы все волосы до единого. Пусть  Гамлет  будет  лучше  лыс,  чем  рыж!
Шарж — так шарж, чёрт возьми!
     Во втором действии он уж вовсе не шептал, а злобно хихикал,  бранился
и шикал. К его счастью, актеры хорошо знали свои роли и  не  замечали  его
молчания.
     — Хорош Гамлет! —  бранился  он. —  Нечего  сказать!  Ха-ха!  Господа
юнкера не знают своего места! Им следует за швейками бегать, а не на сцене
играть! Если бы у Гамлета было такое  глупое  лицо,  то  едва  ли  Шекспир
написал бы свою трагедию!
     Когда  ему  надоело  браниться,  он  начал   учить   рыжего   актера.
Жестикулируя  руками  и  лицом,  читая  и  стуча  кулаками  о  книжку,  он
потребовал, чтобы актер  следовал  его  советам.  Ему  нужно  было  спасти
Шекспира от поругания, а для Шекспира он на всё готов: хоть на  сто  тысяч
скандалов!
     Беседуя с актерами, рыжий Гамлет был  ужасен.  Он  ломался,  как  тот
«дюжий длинноволосый молодец» —  актер,  о  котором  сам  Гамлет  говорит:
«Такого актера я в состоянии бы высечь».  Когда  он  начал  декламировать,
барон не вынес. Задыхаясь и стуча лысиной по  потолку  будки,  он  положил
левую руку на грудь, а правой  зажестикулировал.  Старческий,  надорванный
голос прервал рыжего актера и заставил его оглянуться на будку:

                          
Страницы: 1 2 3 4

Чехов Антон Павлович - Произведения - "Барон"


© 2006