Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"

на
которых так вольно чувствовала себя великая артистка,  отходя от  жизни лишь
затем,  чтобы  показать,  какой  жизнь может быть,  были  ему  чужды,  и  он
показывал жизнь такой,  какой она  была,  предоставляя читателю или  зрителю
самому воскликнуть: "Так дальше жить нельзя!"
     Я до сих пор не уверена,  что А.П. отдавал себе отчет в том, какую роль
он сыграет не только в русской,  но и в зарубежной литературе, - как огромен
его талант. Никакого самолюбования, никакого честолюбия - которых невозможно
скрыть  -  я  в  нем  никогда не  чувствовала.  И  однако он  был  писателем
совершенно  своеобразным,  стоявшим  особняком  среди  корифеев  литературы.
По-моему, самое существенное в Чехове - это раскрепощение рассказа от власти
сюжета,  от  традиционных "завязки  и  развязки".  Чехову,  для  того  чтобы
перевернуть душу  читателя,  было  достаточно взять  кусок  текущей жизни  и
своими словами описать его.  Ему не нужны были ни драматические восклицания,
ни убийства, ни восторги - но он как бы пояснял слова забытого старого поэта
К.Случевского:

                И капля вод полна трагедий,
                И неизбежностей полна...

     Щепкин сказал:  "Нет маленьких ролей -  есть маленькие актеры". Чехов с
полным  правом мог  бы  сказать:  "Нет  маленьких явлений -  есть  маленькие
писатели".  Для  него  ни  одно явление жизни не  было маленьким:  все  было
достойно наблюдения.  Как говорится в гетевском "Фаусте",  он "выхватывал из
самой гущи жизни -  и  где бы ни схватил -  там было интересно".  Сквозь это
маленькое явление  он  видел  очень  далеко  и  очень  глубоко.  Как  сквозь
маленькое  стекло  можно  увидеть  огромную  панораму,   так  сквозь  каждое
маленькое явление мы  видим  у  Чехова целый  огромный кусок  жизни.  Чехова
смущали малые размеры его вещей,  он  все собирался писать "большой роман" и
уверял,  улыбаясь  одними  глазами,  что  "завидует Потапенке"...  (Писателю
средней руки,  но необыкновенно плодовитому.)  Однако его маленькие рассказы
стоят других многотомных произведений.  Взять хотя  бы  "Даму с  собачкой" -
Тургеневу,  например,  хватило бы  этой темы на  целый роман.  \255\ Чехов -
уложил ее  в  несколько десятков страниц,  но  из  этих страниц ясно видна и
чувствуется не  только  личная драма  двух  или  трех  людей,  но  весь  быт
тогдашнего    "интеллигентного"   общества,    задыхавшегося   под    толщей
предрассудков,  ложных понятий о приличии и т.д., которые часто губили жизни
и души людей. А другие его рассказы - иногда на несколько страничек... Какая
в них страстная жалость и любовь к своим героям -  именно любовь,  о которой
он   "не   говорил  вслух"   и   которую  близорукие  критики  принимали  за
"объективность,  доходящую до  индифферентизма"...  Стоит наудачу вспомнить:
рассказ  "В   ссылке",   рассказ  "Хористка",   рассказ  "Ванька",   рассказ
"Архиерей"...  Один  татарин из  рассказа "В  ссылке" стоит  целого  романа.
Трагедия "Хористки" -  обвинение,  брошенное обществу за отношение к "падшим
женщинам",  трагедия "Ваньки" -  не  меньше диккенсовского романа вопиющая о
судьбе брошенных в мастеровщину ребятишек, трагедия "Архиерея" - беспощадное
одиночество человека,  имеющего дело с толпами... Я назвала несколько, можно
привести еще много - все это рассказы, написанные кровью сердца.
     При жизни Чехова мне приходилось слышать от "обывателей" упреки,  зачем
он пишет о "скучных людях",
Страницы: <> 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"


© 2006