Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




Пишешь рассказы? свободно
Программа учета трафика. Для вас .
"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"

о претензиях,  предъявляемых писателю "повседневной"
критикой 80-х годов и даже более поздних лет!
     "Да,  страшно вспомнить, что обо мне писали! И кровь-то у меня холодная
- помните, у меня рассказ "Холодная кровь"? - и изображать-то мне решительно
все равно,  что именно - собаку или утопленника, поезд или первую любовь..."
- вспоминал,  по  словам  Бунина,  Антон  Павлович.  И  еще  более  горько и
насмешливо говорил А.М.Горькому:  "Критики похожи на слепней, которые мешают
лошади  пахать...  Лошадь  работает,  все  мускулы натянуты,  как  струны на
контрабасе,  а  тут  на  крупе  садится слепень и  щекочет и  жужжит.  Нужно
встряхивать кожей и махать хвостом".
     Много   разнообразнейших  "обид   непонимания",   наносимых   писателю,
зафиксировано в печатаемых воспоминаниях!
     Наибольшую известность в  этом  отношении  получила,  конечно,  история
провала на  Александринской сцене  пьесы "Чайка",  оказавшейся непонятной не
только  специфической  публике,  пришедшей  на  бенефис  комической  актрисы
Левкеевой,  но  и  самим  актерам  и  большинству рецензентов.  Неоднократно
печатавшиеся воспоминания Л.А.Авиловой  и  И.Н.Потапенко,  а  также  мемуары
M.M.Читау   и   дневниковые  записи   С.И.Смирновой-Сазоновой   дают   яркое
представление об  этом  событии,  которое Потапенко назвал  "одним из  самых
нелепых... в истории петербургских казенных театров".
     В этой "нелепости",  однако, была своя логика. "То, чего недоставало, -
общий тон,  единство настроения,  -  был недостаток коренной и проявлялся не
здесь только,  а и в других постановках",  - замечает тот же \14\ мемуарист.
Чеховская "Чайка" как  бы  прилетела из  близившегося театрального будущего,
подготовленного исканиями Станиславского и Немировича-Данченко,  и пророчила
его наступление.
     Менее  громкими,  но  достаточно  безапелляционными  были  "приговоры",
выносившиеся многими влиятельными критиками чеховской прозе. Характерные для
нее отсутствие откровенного морализаторства,  указующего перста,  отчетливой
"подсказки" читателю и  предоставление ему  самому права вынести суждение об
изображенном автором воспринимались критикой не  как особенная,  новаторская
манера письма, а как серьезнейший идейно-художественный изъян (в частности -
в  той статье "корифея" народнической критики Н.К.Михайловского,  о  которой
говорил Антон Павлович Бунину).
     Даже сама приверженность Чехова к жанру рассказа,  зачастую чрезвычайно
лаконичного,  казалась лишним свидетельством "ограниченности" или,  на худой
конец,  "незрелости" его таланта.  "Требовали,  чтобы я писал роман, иначе и
писателем нельзя называться", - вспоминал Чехов.
     Неспособность  должным   образом   оценить  специфику  его   творческой
индивидуальности естественным образом  повлияла  и  на  трактовку его  общей
писательской  позиции.   За  то,  что  он,  по  выражению  А.И.Куприна,  "не
расточался в словесной пене",  его именовали равнодушным.  За то,  что любил
народ  без   громких  фраз  об   этом  чувстве,   обвиняли  в   общественном
индифферентизме.
     Ноты  некоторого наивного высокомерия по  отношению к  мнимой чеховской
аполитичности  проскальзывают  даже   у   таких  вдумчивых  писателей,   как
В.В.Вересаев, хотя он и делает исключение для последнего, ялтинского периода
жизни Антона Павловича.
     Разумеется,    в   эти   годы,   годы   общедемократического   подъема,
предшествовавшего первой русской революции,  годы  триумфального возвращения
на  сцену  "Чайки" и  дальнейшего
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1986)"


© 2006