Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"

(я это говорил как-то раньше), Вы
становитесь все  лучше  и  лучше,  и  точно  каждый  год  к  Вашему  таланту
прибавляется по новому этажу"{433}.
     ______________
     * Здесь - сдержанно (итал.). /434/

     А перед "Губернаторской ревизией" была у меня другая повесть,  "Мертвая
ткань",  которая нравилась Сумбатову.  Вот они и  заспорили,  которая лучше.
Спор перешел на общую почву и  ярко вскрывал два художественных направления.
Южин  любил в  романе образы яркие и  сценичные,  Чехов любил даже  в  пьесе
образы простые и жизненные. Южин любил исключительное, Чехов - обыкновенное.
Южин, грузин, прекрасный сын своей нации, темперамента пылкого, родственного
испанскому, любил эффекты открытые, сверкающие; Чехов, чистейший великоросс,
- глубокую зарытость страстей, сдержанность.
     А самое важное в этом споре: искусство Южина звенит и сверкает так, что
вы за ним не видите жизни,  а  у Чехова за жизнью,  как он ее рисует,  вы не
видите искусства.
     Чехов спорил на  этот раз на  редкость долго.  Обыкновенно он  выскажет
свое мнение,  а потом,  если его продолжают убеждать, он только молча кивнет
головой:  нет,  мол,  остаюсь при своем.  А тут не переставал искать новые и
новые аргументы.
     Право,  это спорили Малый театр с каким-то новым,  будущим, еще даже не
зародившимся. С тою разницей, что Художественный сразу возьмет боевой тон, а
Чехов спорил мягко,  со  своей вспыхивающей улыбкой;  расхаживал по кабинету
крупными шагами, заложив руки в карманы; не как "боец", без азарта.
     Скоро писатель Тригорин в "Чайке" скажет:
     - Зачем толкаться? Всем места хватит.
     И  я,  и  Сумбатов постоянно уговаривали Чехова  не  бросать писать для
театра. Он нас послушался и написал "Чайку"{434}.


     Писал Чехов "Чайку" в  Мелихове.  Оно  находилось в  двух-трех часах от
Москвы по железной дороге,  и  потом одиннадцать верст по проселочной дороге
леском.  В имении был довольно большой одноэтажный дом.  Туда часто наезжали
гости.  Чехов положительно любил,  чтобы около него всегда было разговорно и
весело.  Но  все-таки чтобы он  мог  бросить всех и  уйти к  себе в  кабинет
записать новую мысль, новый образ.
     Был хороший сад с  прямой красивой аллеей,  как в "Чайке",  где Треплев
устроил свой театр. /435/
     По вечерам все играли в лото. Тоже как в "Чайке".
     В эти годы близким человеком у Чехова был новый писатель Потапенко.  Он
выступил  с  двумя  повестями:  "Секретарь  его  превосходительства"  и  "На
действительной службе" -  и сразу завоевал имя. Он приехал из провинции. Был
очень общителен, обладал на редкость приятным, метким, трезвым умом, заражал
и  радовал постоянным оптимизмом.  Очень недурно пел.  Писал много,  быстро;
оценивал то,  что писал, невысоко, сам острил над своими произведениями. Жил
расточительно, был искренен, прост, слабоволен; к Чехову относился любовно и
с полным признанием его преимущества. Женщины его очень любили. Больше всего
потому, что он сам любил их и - главное - умел любить.
     Многие думали, что Тригорин в "Чайке" автобиографичен. И Толстой где-то
сказал так{435}.  Я  же никогда не мог отделаться от мысли,  что моделью для
Тригорина скорее всех был именно Потапенко.
     Нина  Заречная дарит  Тригорину медальон,  в  котором вырезана фраза из
какой-то повести Тригорина:
     "Если тебе понадобится моя жизнь, приди и возьми ее".
     Эта   фраза   из   повести  самого  же   Чехова{435},   и   дышит   она
самоотверженностью и простотой,  свойственной чеховским девушкам. Это давало
повод ассимилировать Тригорина с  самим автором.  Но это случайность.  Может
быть,  Чехов  полюбил это  сильное и  нежное выражение женской преданности и
хотел повторить его.
    
Страницы: <> 241 242 243 244 245 246 247 248 249

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"


© 2006