|
шины диски колеса, - подбор |
|
|
|
|
- -
- Занят? - восклицал незнакомый голос. Длинная пауза. - А-ха! - соображал он что-то. Опять молчание. Потом долетали только отдельные слова. - ...Приезжий - только две минутки. - Хорошо - передам, - отвечала Мария Павловна. - Небольшой рассказ... пьеса... - убеждал незнакомец. - До свидания, - прощалась Мария Павловна. - Низкий, низкий поклон... компетентное мнение такого человека... - Хорошо, передам, - твердила Мария Павловна. - Поддержка молодых талантов... обязательно просвещенное покровительство... - Непременно. До свидания, - еще любезнее прощалась Мария Павловна. - Ох, виноват! - тут слышались: падение свертка, шорох бумаги, потом надевания калош, опять: - До свидания! Низкое глубокое, преисполнен... минуты эстетического... глубокого... преисполнен до глубины... Наконец дверь захлопывалась, и Мария Павловна клала на письменный стол несколько растрепанных рукописей с оборванной веревкой. - Скажите же им, что я не пишу больше... Не нужно же писать... - говорил А.П., глядя на рукопись. Тем не менее А.П. не только читал все эти рукописи, но и отвечал присылавшим их. Не думайте, чтоб после успеха "Чайки" и нескольких лет{377} его отсутствия наша встреча была трогательна. /378/ А.П. сильнее обыкновенного пожал мне руку, мило улыбнулся - и только. Он не любил экспансивности. Я же чувствовал в ней потребность, так как сделался восторженным поклонником его таланта. Мне было уже трудно относиться к нему просто, как раньше, и я чувствовал себя маленьким в присутствии знаменитости. Мне хотелось быть больше и умнее, чем меня создал бог, и потому я выбирал слова, старался говорить о важном и очень напоминал психопатку в присутствии кумира. Антон Павлович заметил это и конфузился. И много лет после я не мог установить простых отношений, а ведь только их А.П. и искал со всеми людьми. Кроме того, при этом свидании я не сумел скрыть впечатления фатальной перемены, происшедшей в нем. Болезнь сделала свое жестокое дело. Быть может, мое лицо испугало А.П., но нам было тяжело оставаться вдвоем. К счастью, скоро пришел Немирович-Данченко, и мы заговорили о деле. Оно состояло в том, что мы хотели получить право на постановку его пьесы "Дядя Ваня". - Зачем же, послушайте, не нужно... я же не драматург, - отнекивался А.П. Хуже всего было то, что императорский Малый театр хлопотал о том же. А.И.Южин, так энергично отстаивавший интересы своего театра, не дремал. Чтобы избавиться от мучительной необходимости обидеть отказом кого-нибудь из нас, А.П. придумывал всевозможные причины, чтоб не дать пьесы ни тому, ни другому театру. - Мне же необходимо переделать пьесу, - говорил он Южину, а нас он уверял: - Я же не знаю вашего театра. Мне же необходимо видеть, как вы играете. Случай помог нам. Кто-то из чиновников императорского театра пригласил А.П. для переговоров{378}. Конечно, было бы правильнее, если б чиновник сам потрудился приехать к А.П. Разговор начался весьма странно. Прежде всего чиновник спросил знаменитого писателя: - Чем вы занимаетесь? - Пишу, - ответил изумленный Антон Павлович. - То есть, разумеется, я знаю... но... что вы пишете? - запутывался чиновник. /379/ А.П. потянулся за шляпой, чтобы уходить. Тогда его превосходительство еще неудачнее поспешил перейти прямо к делу. Оно состояло <> 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 >>>
- -
|
|