Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





"Чехов. Посещение Бога"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "Чехов. Посещение Бога"

/>входил  он  всякий  раз в  его  ярко  освещенные  двери! Театр,  однако,  не
поработил  Чехова. Покорил -- да, но не поработил; он чувствовал себя в  нем
настолько вольно, что  позволял  себе разные  дерзости.  Скажем,  начинал по
тогдашнему  обычаю  громогласно  "вызывать", но  не артистов, а кого-либо из
сидящих  в ложе респектабельных граждан. Галерка тут же подхватывала,  и вот
уже   десятки   голосов   скандировали  известное  в  городе  имя.   Публика
покатывалась. Актеры и те не могли сдержать улыбки.
     Но  это еще не  самая большая дерзость.  Самая  большая дерзость -- это
огромная, втрое больше  "Вишневого  сада" пьеса  "Безотцовщина",  за которую
ничтоже сумняшеся взялся  -- и которую играючи закончил! --  гимназист Антон
Чехов.  Играючи...  А  вот  признание,  которое  вырвалось у  прославленного
драматурга  Антона Павловича Чехова в  письме к жене:  "Дуся, как  мне  было
трудно  писать пьесу!" Вырвалось у человека, который,  как известно, терпеть
не мог жаловаться на трудности, хвори и вообще превратности судьбы. А тут не
сдержался -- так, стало быть, допекло.
     Речь в письме шла как раз о "Вишневом саде", последнем его сочинении. И
это не случайная слабость, не дань раздражению и болезни. Так же как не было
случайным признание, сделанное им в  том пятилетней давности письме из Ниццы
Суворину, в котором Чехов говорит, что все дальше и дальше уходит от театра.
"Прежде  для меня не было большего  наслаждения, как сидеть в театре, теперь
же  я  сижу  с  таким  чувством,  как  будто  вот-вот  на  галерке  крикнут:
„пожар!"  И  актеров  не  люблю".  В  чем же  дело?  Чехов  дает  одно
объяснение: его,  дескать, "театральное  авторство  испортило".  Но  это  не
объяснение.  Или  объяснение  недостаточное.  Главная  причина  столь  резко
изменившегося отношения к  театру в другом,  и  она, эта причина,  ненароком
поведана в письме опять-таки к Суворину, только шестью годами раньше.
     Почему ненароком? А потому что в письме  речь не о нем, не о драматурге
Чехове, а  об  уже  упомянутом  нами  актере  Александринского театра  Павле
Свободине, посетившем  Чехова незадолго до своей ранней (в сорок два года --
Чехова опередил) смерти. "Похудел, поседел, осунулся и, когда спит, похож на
мертвого, -- пишет Чехов Суворину. -- Необыкновенная  кротость, покойный тон
и болезненное отвращение к театру. Глядя на  него, прихожу к заключению, что
человек, готовящийся к смерти, не может любить театр".
     Стало быть, уже  тогда, в  1898  году, в  теплой  курортной праздничной
Ницце, где ничто не напоминало о русской зиме, в которую ему так не хотелось
возвращаться  (писал родным, что вернется в Мелихово, едва припечет весеннее
солнышко  и  начнут лопаться почки), уже тогда,  в одну из лучших своих зим,
когда даже болезнь притаилась, готовился к смерти. До которой оставалось еще
шесть  лет... (Бунин  вспоминает, как  однажды лунной  ялтинской ночью Чехов
сказал ему  без обычной своей шутливости, вполне серьезно, что читать-де его
будут только семь  лет, а "жить... осталось  и  того меньше: шесть". Но в то
время не оставалось и шести.)
     Итак, шесть лет. Много это  или мало? Смотря для кого, и зависит это не
только от возраста. Или, может быть,  даже от  возраста не  зависит вовсе...
Вот  еще  одно  упоминание  в  письме к Суворину -- но уже  в другом письме,
написанном  после  смерти  актера,  --  о  Павле  Свободине: "Для  меня было
очевидно, что он скоро умрет; было очевидно и для  него самого. Он старчески
жаждал  обычного покоя..."  Старчески! Это в  сорок-то два года!  Еще  одно,
пусть  косвенное (хотя  почему  --  косвенное?  Прямое!  Прямее  уж  некуда)
подтверждение  мысли о том, что Чехов, вопреки всем биографическим словарям,
умер глубоким стариком.
    
Страницы: <> 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "Чехов. Посещение Бога"


© 2006