|
|
|
- -
«люторецкий барин» – от названия деревни Люторецкое, что в восьми километрах от Мелихова, а лоском в Мелихове называют большие лесные поляны (выражение чисто местное, вряд ли где еще встречающееся). Старуха уезжает лечиться в уездный город, где было два монастыря и 27 церквей. Именно таким был город Серпухов. Кроме того, в рассказе «Мужики» крестьяне поют песню: Люблю я цветы полевые, Люблю их в лугах собирать. Люблю я глаза голубые, Люблю их всегда целовать. Эту же песню любили петь мелиховские девушки, работая в поле или собирая ягоды. Но ещё больше связана с Мелиховым пьеса «Чайка», посвященная проблемам искусства. По словам Чехова, всякое художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь мысль. Этой идейной направленности не хватает героям пьесы – ни писателю реалисту Тригорину, который пишет жизнь только такой, какая она есть, ни декаденту Треплеву, ушедшему от действительности в мир прозрачных образов и символов. Только Нина Заречная находит путь к настоящему искусству. Ценою тяжелых жертв и разочарований, неустанно работая над собой, она становится настоящей актрисой. Пьеса «Чайка» очень тесно связана с Мелиховом и сюжетом, и прототипами своих героев, местом действия и пейзажем, и целым рядом других, более мелких деталей. Бывавший в Мелихове Вл.И.Немирович-Данченко писал: «Благодаря озеру и саду, в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было очень красиво и волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей в «Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По крайней мере я не могу отделаться от впечатления, что сцена, которую устраивает Треплев, прошла на этой аллее, идущей к озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лото в четвертом действии» . Высказывались предположения, что прототипом кабинета Треплева послужил мелиховский кабинет Чехова, а также что жалобы талежского учителя Михайлова писатель вложил в уста Медведенко. А. П. Чехов, посетивший в 1894 г. Талежскую школу, пишет: «Учитель получает 23 рубля в месяц, имеет жену, четырех детей, и уже сед, несмотря на свои 30 лет. До такой степени забит нуждой, что, о чем бы вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жаловании. По его мнению, поэты и прозаики должны писать только и прибавке жалованья». Много мелких подробностей мелиховского быта нашло отражение в этой пьесе. Частой посетительницей мелиховской усадьбы была подруга Марии Павловны – Лидия Стахиевна Мизинова. Она была влюблена в Антона Павловича, по чувство ее не встретило ответа. Позднее Лидия Стахиевна увлеклась модным в те годы беллетристом И. Н. Потапенко. Именно с её судьбой связывают образ Нины Заречной, юной девушки, мечтающей о сцене и славе, пережившей горчайшие испытания. Чехов с большой душевной болью и сочувствием рассказал в «Чайке» печальную историю неудачной любви Л. С. Мизиновой и через образ Тригорина сурово осудил И. Н. Потапенко. Это сходство судьбы главных героев пьесы с судьбой их прототипов особенно ясно почувствовали прежде всего, те кто так или иначе послужили прообразами героев. В рассказе «На подводе» перед нами проходят однообразная, серая жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей без семьи, без близких, в полном одиночестве, морозы и метели, непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда. Этот рассказ, написанный в 1897, году тоже вырос из мелиховских впечатлений. Записная книжка Чехова свидетельствует о том, что многие факты из жизни самого писателя послужили сюжетами для его произведений этого периода. Так, в записной книжке Чехова описан случай из его земской врачебной деятельности, давший материал для рассказа «По делам службы»: «Земец растратил и застрелился. Я со становым поехал вскрывать его. Приезжаем. Лежит на столе. Поздно. Отложили вскрытие до завтра. Становой уехал к соседу играть в карты. Я лег спать. Дверь то открывалась, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- -
|
|