Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии




"Чехов. Посещение Бога"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "Чехов. Посещение Бога"

двоюродная сестра Елизавета, а пятью годами позже -- родной
брат Николай... Испугаться  испугался (но кажется,  то  был  последний  раз,
когда он этот страх показал), однако в больницу ложиться не стал, отправился
к себе в гостиницу ("Большую Московскую" -- обычно он останавливался в ней),
где у  него  опять  пошла  горлом кровь,  и доктор Оболенский почти насильно
отвез  его  в клинику Остроумова  на  Девичьем поле. Здесь его  поместили  в
палату  No 16  -- почти в "палату  No 6", заметил Оболенский,  и Чехов шутку
оценил.  Он  и  сам  шутил,  посмеивался  над  собой,  и лишь  раз  лицо его
изменилось.   Это  когда  срочно  прибывший  в  клинику   Суворин  мимоходом
обмолвился,  что  утром  смотрел,  как  по Москве-реке шел лед. "Разве  река
тронулась?" -- произнес он глухим голосом. Отметив это в "Дневнике", Суворин
прибавляет:  "Ему,  вероятно,  пришло  в  голову,  не  имеют  ли  связь  эта
вскрывшаяся река и его кровохарканье. Несколько дней  назад  он говорил мне:
„Когда  мужика  лечишь от чахотки, он  говорит: "Не поможет.  С вешней
водой уйду""".
     В  клинике  Остроумова его посетил  Лев  Толстой,  заведший разговор  о
бессмертии, суть которого  сводилась  к  тому,  что  надо  слиться  с  неким
всеобъемлющим началом, "сущность и цели которого, -- не без иронии цитировал
в письме Чехов яснополянского мудреца, -- для нас составляют тайну". То есть
купить  вечную  жизнь  ценой  утраты  собственной  индивидуальности.  "Такое
бессмертие мне не нужно".
     А какое  же  в  таком  случае нужно? И вообще,  верил  ли он  в него, в
бессмертие? Бунин вспоминает, что он называл его  вздором и  брался доказать
это,  как  дважды  два  --  четыре.  Но в другой  раз  говорил  нечто  прямо
противоположное. "Ни  в  коем случае не можем  мы  исчезнуть  после  смерти.
Бессмертие -- факт. Вот погодите, я докажу вам это..."
     Но, собственно, проблема бессмертия -- это  проблема веры, а с  верой у
Чехова отношения были весьма и весьма непростые. На  этот счет в письмах его
-- да и не только в письмах  -- рассыпана масса  взаимоисключающих, казалось
бы,  высказываний.  "Я давно растерял  свою  веру  и  только  с  недоумением
поглядываю на  всякого  интеллигентного верующего",  --  пишет он за  год до
смерти С. П. Дягилеву. И ему же -- полугодом раньше, говоря о взаимодействии
религии  и культуры:  "Теперешняя  культура --  это  начало  работы  во  имя
великого будущего,  работы,  которая  будет продолжаться,  быть  может,  еще
десятки тысяч  лет  для  того,  чтобы хотя  в далеком  будущем  человечество
познало  истину настоящего Бога -- т. е. не угадывало  бы, не  искало  бы  в
Достоевском, а познало ясно, как познало, что дважды два есть четыре". Стало
быть, такое  познание возможно, Чехов в этом  не сомневается, Чехов верит --
если пока что не в Бога,  то  в возможность познания Бога, а стало быть, и в
самого Бога. Нельзя  же, в самом  деле, верить -- так  твердо, так спокойно,
так по-чеховски несуетно  верить в  познание, пусть даже  и  грядущее, того,
чего заведомо не существует.
     В  том  же 1897  году,  когда  он  лежал  с  кровохарканьем  в  клинике
Остроумова,  где его навестил  Толстой,  Чехов  записывает в  дневнике (весь
годовой дневник  вмещается в полторы сотни строчек): "Между „есть Бог"
и  „нет Бога" лежит  целое громадное поле, которое проходит с  большим
трудом  истинный мудрец. Русский же  человек знает какую-либо  одну из  этих
двух крайностей, середина же между  ними  не  интересует  его".  Запись  эта
сделана в самом начале года, то есть задолго до болезни, переполошившей  всю
русскую
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "Чехов. Посещение Бога"


© 2006