|
|
|
- -
хорошего, прямого человека, что у Вас общего с Розановым..." - писал он тому же В.С.Миролюбову годом ранее, 17 декабря 1901 года.
Несомненно, для того, чтобы столь сильное предубеждение поколебалось, статья должна была чем-то сильно тронуть Антона Павловича. И уже хотя бы из-за этого ее стоит внимательно прочесть. "Он, - сказано в ней о Некрасове, - был голосом страны в самую могучую, своеобразную эпоху ее истории, и голосом отнюдь не подпевающим, а любовно шедшим впереди. Идет толпа и поет; но впереди ее, в кусточках, в перелеске (представим толпу, идущую в лесу) идет один певец, высокий тенор, и заливается - поет одну песню со всеми. И ни к кому он не подлаживается, и никто к нему не подлаживается, а выходит ладно". Уже эти патетические строки, напечатанные в том самом "Новом времени", где и Некрасов и все освободительное движение шестидесятых годов не раз подвергались всевозможным язвительным нападкам, действительно, были крайне неожиданны и не могли не привлечь внимания. \9\ В статье Розанова как бы зазвучали "забытые слова" шестидесятничества: "Легко, свободно, невыразимо могуче Некрасов, как бы захватив пригоршнями две волны, деревенско-мужицкую и школьно-интеллигентную, плеснул их друг на друга, к взаимному оплодотворению, к живому союзу в любви и помощи. Никто столько как он не сделал, чтобы сельская учительница стала другом деревни, ее же другом стал сельский врач: мы говорим, конечно, об идеале, о мечте, которая, однако, влечет за собою огромную действительность..." И, процитировав некрасовское стихотворение "Сеятелям" с его знаменитым финалом ("Сейте разумное, доброе, вечное..."), автор статьи заключал: "Это зовет как знамя - воинов; это годно как флаг развиться над русскою школою"*. ______________ * Розанов В.В. 25-летие кончины Некрасова (27 декабря 1877 - 27 декабря 1902). Новое время, 1902, Э 9630, 24 декабря.
Можно представить, с каким особым чувством читал все это Чехов, недавний сельский врач и строитель нескольких школ в Серпуховском уезде! И стоит задуматься: не проясняет ли реакция писателя на эту статью некоторые побудительные мотивы выбора профессии помимо обычно упоминаемого биографами наивного пожелания матери: "...и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие..."* ______________ * Летопись, с. 36.
Вспоминая о своем решении, Чехов писал, что "в выборе потом не раскаялся". Занятия медициной, по его словам, не только обогатили его знаниями, знакомством с научным методом, но и значительно раздвинули область его наблюдений. Если уже таганрогская жизнь (и в том числе часы, проведенные в отцовской лавке!) дала ему немалый запас материала, то профессия врача и разъезды, с ней связанные, сталкивали его с самыми разными слоями тогдашнего общества. Позднейшие, запомнившиеся более молодым писателям настоятельные советы Антона Павловича почаще "ездить непременно третьим классом" (в тех самых, впоследствии увековеченных Александром Блоком, зеленых вагонах, где "плакали и пели"), опирались на собственный опыт, хотя, конечно же, далеко не исчерпывали и не "выдавали" всех чеховских средств познания действительности. И когда читаешь известные воспоминания В.Г.Короленко о веселой готовности молодого Чехова писать о "первой попавшейся на глаза вещи" - хотя бы пепельнице, нельзя не почувствовать, что эта уверенность ("Хотите - завтра будет рассказ...") порождается сознанием богатства уже накопленного всевозможного материала, как 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>
- -
|
|