Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
1861-1902

Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии





"А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"
Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"

смутное.  Я  жил тогда в Одессе,  писал в местных
газетах,  служил в городской управе.  Моя прикосновенность к литературе была
самая  скромная:  несколько  повестушек,  не  остановивших на  себе  ничьего
внимания.
     Гостила в  городе труппа московского Малого театра,  и приехал он.  Обо
мне он  не  имел ни малейшего понятия,  но ему напел про меня живший тогда в
Одессе  его  товарищ  по  таганрогской  гимназии  -  писатель,  впоследствии
известный толстовец, П.А.Сергеенко, и привез его ко мне на дачу.
     По  всей  вероятности,   он  и  сам  был  удивлен  незначительностью  и
ненужностью этой  встречи.  Я  смотрел на  него снизу вверх и  ждал от  него
чего-то особенного.
     Но он был не из тех,  что любят производить впечатление.  Напротив (это
уж я потом, гораздо позже, разглядел), когда он замечал, что от него ждут и,
что называется,  смотрят ему в  рот,  он как будто старался как можно меньше
отличаться от всех. Он тогда прятал себя.
     Поговорили о  чем-то  местном и  случайном,  и  он  уехал,  должно быть
пожалев о потраченном времени.
     Когда потом,  года через четыре,  мы встретились в  Москве,  мы точно в
первый раз увидели друг друга. Одесская встреча не оставила никаких следов.
     Сближение наше шло очень медленно,  - в этом отношении мы оба были люди
трудные.  У меня это происходило скорее от неуверенности в себе,  у него же,
как я думаю, от осторожности.
     Его   всегдашнее  спокойствие,   ровность,   внешний  холод   какой-то,
казавшейся непроницаемой,  броней окружали его личность.  Казалось, что этот
человек тщательно бережет свою душу от постороннего глаза.
     Но это не та скрытность, когда человек сознательно прячет что-то такое,
что ему неудобно показать и выгоднее держать под прикрытием.  Нет,  это было
нечто /309/ совсем другое,  чего я долго не мог понять в нем,  а потом -  не
знаю, понял ли, или только придумал для себя правдоподобное объяснение.
     Мне кажется,  что он весь был -  творчество.  Каждое мгновение,  с  той
минуты,  как он,  проснувшись утром,  открывал глаза, и до того момента, как
ночью  смыкались его  веки,  он  творил непрестанно.  Может быть,  это  была
подсознательная творческая работа, но она была, и он это чувствовал.
     Творчество стыдливо,  и  у  него это  было выражено ярче,  чем  у  кого
другого. Никогда он не писал в присутствии кого бы то ни было.
     Каждому художнику слова  ведомо  это  ощущение:  работая в  присутствии
другого,  он  чувствует,  как  будто  тот  слышит его  мысли,  видит образы,
возникающие в его голове,  следит глазами за их чеканкой,  отделкой, за всем
интимным  процессом  творчества.   Это  -   мучительное  чувство,   которого
обыкновенно не понимают и не признают домашние, близкие.
     "Я  тебе не  помешаю?.."  -  говорит жена или  сестра,  садится рядом и
читает книгу и...  мешает,  потому что  мысли и  образы стыдятся,  бледнеют,
прячутся.
     Но   я   знал  писателей,   которые  свыкались  с   этим,   конечно  по
необходимости,  за отсутствием места,  и работа их теряла в качестве. Я знал
одного,  который должен был  писать,  держа на  коленях ребенка,  потому что
иначе было  нельзя.  И  это  была трагедия,  которую он  покорно переносил с
улыбкой.
     Творческая работа Чехова чужого глаза совсем не переносила,  и  так как
он  творил всегда и  даже в  непосредственное соприкосновение с  жизнью и  с
людьми вступал как-то  особенно,  по-своему,  творчески,  то  ему нужно было
прятать эту работу, и вот почему самые близкие люди всегда чувствовали между
ним и собою некоторое расстояние.
    
Страницы: <> 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 >>>

Чехов Антон Павлович - Рефераты - "А.П.ЧЕХОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ (1960). Часть 1"


© 2006